Определение
Блокировка карты — это прекращение проведения любых операций по карточному счету.
Есть три типа блокировки:
- По заявлению клиента об утрате или повреждении карты, при утрате ПИН-кода. Данные карты передаются в стоп-лист платежной системы, транзакции онлайн и офлайн становятся невозможными. Это необходимо, чтобы картой не воспользовались мошенники
- По инициативе банка, который посчитал операцию по карте сомнительной. Происходит блокировка на уровне процессингового центра, под запрет подпадают все онлайн-платежи
- Автоматическая. Происходит при неоднократном вводе неверного ПИН-кода, окончании срока действия карты, нарушении условий договора со стороны клиента
Как снять деньги с заблокированной карты
Снять деньги с заблокированной карты можно только если сам карточный счет не подвергся блокировке. Сделать это можно несколькими способами:
- Через кассу банка, выпустившего карту, при предъявлении паспорта
- После перевода на другой карточный счет
- После выпуска виртуальной карты — ее можно использовать в банкомате с NFC-модулем и терминалах как пластиковую
- После снятия временной блокировки. Способ доступен только если карта была заблокирована по инициативе клиента
В каких случаях банк может заблокировать карту
Банк блокирует карту в нескольких ситуациях.
Неверный ПИН-код
Если владелец карты три раза подряд допустил ошибки при вводе ПИН-кода в платежном терминале или банкомате, карта автоматически блокируется. Банк сообщит об этом с помощью СМС, push-уведомления в приложении или письме на адрес электронной почты. Способ оповещения прописан в договоре с банком. Однако некоторые финансовые организации могут не сообщать о блокировке, и клиент узнает о проблеме только у кассы или терминала.
Что делать?
В большинстве случаев клиент ничего не должен делать — карта сама разблокируется либо в полночь, либо спустя сутки после блокировки. Но некоторые банки могут заблокировать карту насовсем, и тогда клиенту придется заново ее перевыпускать.
Если нет возможности ждать 24 часа, или по истечении этого времени карту так и не разблокировали, можно позвонить по телефону горячей линии банка. Оператор подскажет, как правильно действовать в такой ситуации.
Подозрение в мошенничестве
Если операция кажется банку сомнительной, он имеет право не провести платеж и заблокировать карту. Представитель финансовой организации выходит на связь с клиентом, чтобы выяснить, кто на самом деле совершает перевод — сам клиент или мошенники.
Если вы уверены в том, что никаких операций по счету в ближайшее время не могло быть, не стоит сразу отвечать на вопросы звонящего. Стоит самому перезвонить на горячую линию, так как мошенники научились ловко подделывать номера телефонов банков.
В этом случае снять деньги с заблокированной карты не получится в течение двух суток.
Что делать?
При разговоре с оператором придется отвечать на дополнительные вопросы. Например, назвать сумму последней покупки или место, где использовали карту. Для проверки могут попросить озвучить кодовое слово, указанное при заключении договора карточного счета.
Если клиент сможет подтвердить свою личность и операции по карте, ее разблокируют. Если же окажется, что транзакцию совершили мошенники, ее отменят. При этом карту заблокируют окончательно, так как ее данные стали известны злоумышленникам, и предложат перевыпуск.
Если же банковские сотрудники не смогут связаться с владельцем карты в течение двух суток, блокировку автоматически снимут и операция будет подтверждена.
Избежать нежелательной блокировки можно, если предварительно предупредить банк о своем намерении сделать нетипичный платеж или перевод. Это может быть крупная сделка или расходы на поездку за границу.
Стоит периодически проверять push-уведомления, СМС-сообщения, электронные письма не реже одного раза в день и выбирать легкое для запоминания кодовое слово, чтобы его можно было сразу вспомнить в экстренной ситуации.
Подозрение в отмывании доходов
Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ от 07.08.2001 года, банки обязаны оказывать противодействие отмыванию нелегальных доходов.
Например, клиент стал ответственным за сбор денег на экскурсии в классе. С разных счетов ему на карточный счет приходят крупные суммы, которые он сразу обналичивает. Финансовой организации такие манипуляции могут показаться подозрительными, и он вначале откажется проводить такие платежи, а затем заблокирует карту. В этом случае снять деньги с заблокированной карты не получится.
Более того, банк может расторгнуть договор, отказать в дальнейшем обслуживании и сообщить об этом эпизоде в Росфинмониторинг. Эта организация собирает информацию о физических и юридических лицах, которые предположительно нарушают закон № 115-ФЗ. Черный список регулярно рассылают по финансовым организациям, и они могут отказать в обслуживании человека из этой базы.
Что делать?
Необходимо выяснить, по какой причине банк заблокировал карту, и доказать, что операции не были связаны с преступным отмыванием доходов. Если доказательства были убедительными, банк разблокирует карту, проведет платежи или попросит повторить операции и внесет обновленные данные в Росфинмониторинг для удаления клиента из списка нарушителей.
Если финансовая организация откажет в услуге, клиент имеет право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Соответствующее заявление можно подать через интернет-приемную Банка РФ.
Как защитить свою карту от блокировки
Заблокировать карту банк может даже самому законопослушному гражданину. Финансовые организации вынуждены выполнять все требования действующего законодательства, и при малейшем подозрении на нарушение закона доступ к деньгам на карточном счете может быть ограничен.
Защитить карту от блокировки поможет ее грамотное использование. Во избежание блокировки карты рекомендуется следовать таким советам:
- Не снимать наличные слишком часто в большом объеме. Банк свободно зачисляет любые суммы от третьих лиц, но обналичиванию уделяется особо пристальное внимание. Если будет зафиксировано поступление крупных сумм от разных лиц, которые клиент тут же обналичивает, банк наложит запрет, и снять деньги с заблокированной карты уже не получится
- Не переводить крупные суммы со своей карты на незнакомые и сомнительные счета. Блокировка произойдет, если получатель окажется из черного списка Росфинмониторинга, или банк не сможет его идентифицировать
- Не использовать карту для коммерческих расчетов. Физическое лицо не имеет права вести коммерческую деятельность со своего карточного счета. Для этого есть специальные счета, которые открывают для предпринимателей и организаций. Если это правило нарушается, банк инициирует блокировку
- Своевременно предупреждать банк о намерении пересечь границы РФ и пользоваться картой за ее пределами. Если клиент будет совершать операции на территории разных государств, банк может заподозрить его в мошенничестве и заблокировать карту в целях безопасности. Самостоятельно решить эту проблему и снять деньги с заблокированной карты за границей не получится. Поэтому стоит предупредить банк о своих планах
Кредитная компания может заблокировать карту, если клиент не выполняет требования, прописанные в договоре карточного счета. Наиболее частая причина — непредоставление в банк актуальной информации. Чтобы избежать блокировки, нужно по первому требованию кредитной организации предоставлять для проверки необходимые сведения — паспортные данные, адрес проживания, контакты и другое.
Когда нужно самостоятельно заблокировать карту
Держатель карты имеет право самостоятельно заблокировать карту в таких случаях:
- Утеря
- Кража
- Подозрение на раскрытие ПИН-кода, реквизитов или персональных данных
При любом из этих вариантов клиент рискует собственными деньгами, которые могут списать его счета. Чтобы не дать мошенникам возможность снять деньги, он должен как можно быстрее заблокировать карту. Сделать это можно несколькими способами:
- Позвонить на круглосуточную горячую линию банка. При разговоре с оператором потребуется сообщить свои личные данные и кодовое слово, указанное в договоре
- Самостоятельно заблокировать карту в личном кабинете или мобильном приложении. При необходимости клиент может вновь разблокировать ее
- Лично обратиться в банк в рабочее время
В большинстве случаев блокировка карты по требованию клиента — бесплатная услуга. А за ее разблокировку чаще всего взимают плату.
Вывод
Клиент банка не должен бояться блокировки карты. Так финансовая организация защищает его деньги от возможной угрозы. Если карта или ее данные окажутся в руках мошенников, можно потерять все, что есть на счете. Иногда блокировка происходит по инициативе самого клиента, но и в этом случае можно восстановить работу финансового продукта.