Определение
Финансовый (экономический) анализ предприятия — это сбор, изучение и интерпретация его финансовых показателей с помощью разных методик. Проводят его для оценки результатов бизнеса, определения проблем, перспектив развития.
Качественно и своевременно сделанная аналитика позволяет оперативно отследить негативные тенденции, скорректировать деятельность компании для улучшения финансовых результатов. Экономический анализ вместе с управленческим позволяет принимать более обоснованные решения в управлении бизнесом.
Анализируют структуру капитала, эффективность и интенсивность использования активов, ликвидность, финансовую устойчивость, платежеспособность, риски банкротства.
Цели и задачи
Аналитики накапливают, трансформируют и используют информацию для таких целей:
- Изучить экономические процессы, выявить связи между ними
- Получить реальную оценку результатов принятых управленческих решений, обосновать намеченные планы
- Выявить благоприятные и неблагоприятные факторы, влияющие на деятельность компании
- Отследить тенденции развития, выделить дополнительные, неэффективно используемые ресурсы
- Принять меры для исправления ситуации, взвешенные решения по управлению бизнесом
Виды
По организационным формам выделяют внутренний и внешний анализ.
Критерии | Внутренний | Внешний |
Кто проводит | Аналитики компании или приглашенные эксперты | Партнеры, кредиторы, инвесторы, госорганы, научные сообщества |
Цели | Точно определить факторы, которые привели к неудовлетворительным показателям Глубоко оценить причинно-следственные связи Принять обоснованные эффективные управленческие решения |
Определить инвестиционные риски Составить прогноз вероятной доходности вложений Установить степень конкурентоспособности бизнеса |
Особенности | Показатели для исследования берут из обширной базы открытых и внутренних отчетов, в том числе из документов с ограниченным доступом Исследование максимального объема данных, включая процент брака, обращения клиентов относительно качества услуг или товаров, прочее Высокая детализация — оценивают общий результат и показатели подразделений Итоговый отчет включает специфические данные только для внутреннего пользования, включая конфиденциальные расчеты для руководства |
Используют только открытые финансовые сведения компании В результате получаются максимально формализованные аналитические отчеты |
По объему исследования выделяют полный анализ и тематический. Первый охватывает все сферы финансовой активности компании, во втором случае анализируют отдельную область деятельности, например, только эффективность проведенных инвестиций.
По объекту исследования различают три вида:
- Целостный — анализируют деятельность компании в целом, без выделения отдельных подразделений
- Структурный — оценивают деятельность структурных единиц предприятия в основном по результатам управленческого учета
- Операционный — исследуют отдельные финансовые операции, связанных с краткосрочными, долгосрочными инвестициями, финансированием реальных проектов
В зависимости от периода, за который оценивают показатели, анализ может быть предварительным, оперативным, ретроспективным. Предварительное исследование проводят для оценки перспектив намеченных решений. Это может быть оценка платежеспособности компании перед получением крупного кредита.
Оперативный, или текущий, выполняют при реализации конкретных планов, чтобы была возможность для своевременной корректировки.
Ретроспективный анализ проводят за отчетный период для более глубокой оценки результатов финансовой активности компании. Базируется исследование на отчетных статистических и бухгалтерских материалах.
Методики финансового анализа предприятия
На начальном этапе аналитики собирают данные из всех бухгалтерских отчетов, чтобы оценить ситуацию в целом. Рассматривают общий платежный баланс, состав имущества и его источники, объем выручки, другие данные. В процессе исследования устанавливают взаимосвязи между показателями с помощью разных методик.
Вертикальный (структурный) анализ
Позволяет определить, насколько каждый отдельный показатель повлиял на итоговый результат. Рассчитывают удельный вес каждой структурной составляющей в процентах. Что оценивают таким методом:
- Доли оборотных, внеоборотных активов
- Соотношение заемного и собственного капитала
- Удельный вес операционных, инвестиционных денежных потоков
Результат структурного исследования можно оформить в виде диаграммы.
Горизонтальный (трендовый)
Суть исследования заключается в сопоставлении метрик на отчетную дату с аналогичными данными за прошедший период. Метод позволяет оценить динамику по отдельным статьям, выделить тренды, на основании которых делают прогнозы на будущее.
Сравнительный (пространственный)
Что сравнивают в процессе исследования:
- Текущие показатели с плановыми — выявляют причины отклонений отчетных данных от ожидаемых, корректируют, если нужно
- Финансовые сведения компании со средними по отрасли — позволяет понять, какие есть резервы для улучшения показателей
- Экономические показатели каждого структурного подразделения между собой— помогает оценить ответственность каждого подразделения за общий результат, распределить ресурсы в структуре бизнеса
- Собственные показатели с данными конкурентов — помогает найти способы улучшения конкурентной позиции на рынке
Факторный (интегральный)
Анализируют влияние отдельных факторов на общий результат. При исследовании учитывают внешние и внутренние причины — изменения законодательства, колебания цен на сырье и товары, социально-экономические перемены в регионе присутствия бизнеса.
Анализ коэффициентов
Базируется метод на вычислении соотношений между показателями в абсолютных значениях. Эксперты считают этот метод наиболее значимым, так как он позволяет установить взаимосвязи между отдельными данными. Наиболее весомые аспекты — расчет коэффициентов, показывающих рентабельность, платежеспособность, оборачиваемость активов, финансовую устойчивость.
Вывод
Финансовый анализ — один из наиболее информативных способов оценки текущего положения и возможностей бизнеса. Он дает возможность вовремя отследить негативные тенденции, наиболее уязвимые сегменты бизнеса. На основании проведенного исследования руководство компании может принять обоснованные решения, способные укрепить позиции на рынке и улучшить показатели.