Finance.ru

Минфин поддерживает освобождение от НДС для туроператоров внутреннего туризма

Опубликовано: 26.01.2023

Обострение противоречий

Кризис на рынке туристических услуг возник в 2022 году, когда из-за санкций закрылись многие внешние направления. Все они обслуживались крупными туроператорами — маленькие частные турагентства просто не в состоянии решить комплекс проблем международных турпотоков («оптовое» бронирование отелей, страховка, чартерные перелеты, трансферы, визы). Потеряв доход на внешнем рынке, крупные компании направили взоры в сторону развития внутреннего туризма. И тут обнаружился камень преткновения в виде НДС.

Преимущества «упрощенки»

Внутрироссийский туристический рынок традиционно обслуживали как раз мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели, которым не под силу внешний туризм. Эти игроки практически поголовно работают по упрощенной системе налогообложения, не предусматривающей отчетность по НДС. Крупные же компании из-за больших оборотов платить НДС обязаны по определению.

Отельеры и операторы

Важно еще и то, что с 2022 года льготу по НДС получили все российские отели. Продавая турпакеты с размещением в гостиницах, туроператор или турфирма-плательщик НДС не может поставить налог к возмещению — в получаемых от отельера счет-фактуре нулевая ставка.

В результате крупные игроки оказались в заведомо уязвимом положении по сравнению со своими «меньшими братьями» (локальными ООО и ИП). Это подразумевало работу в ноль или даже в убыток. Туроператорам пришлось искать лоббистские рычаги во власти. В конце концов их усилия увенчались успехом.

Министры идут к Президенту

Первой «публичной» ласточкой стало озвученноев середине января министром экономического развития России Максимом Решетниковым предложение освободить туроператоров от уплаты НДС на период с 2023 по 2027 год. Специалисты Минэкономразвития провели консультации с коллегами из Министерства финансов и пришли к выводу, что в итоге в масштабах страны бюджет недополучит всего лишь 3-4 миллиарда рублей, но это потеря будет с лихвой компенсирована процветанием внутреннего туризма.

Министр финансов Антон Силуанов поддержал коллегу Решетникова на совещании по экономическим вопросам у президента Владимира Путина 24 января 2023 года. После этого проекту был дан зеленый свет. В начале марта соответствующее поручение Путина появилось на официальном сайте Кремля. Закон был отправлен на окончательную доработку в заинтересованные ведомства. 30 мая он поступил на рассмотрение в парламент. Спустя две недели законопроект одобрил Комитет Госдумы по бюджету и налогам. В окончательном чтении депутаты приняли закон 21 июля 2023 года.

Бюрократические процедуры заняли полгода. В итоге пришлось отказаться от первоначального предложения Минэка ввести льготу задним числом с 1 января. В окончательной редакции закона участники внутреннего и въездного туристического рынка освобождаются от уплаты НДС с 1 июля 2023 года по 30 июня 2027 года. Не исключено, что в дальнейшем льготу продлят.

Тонкости правоприменения

За полгода действия закона Минфин озвучил два уточнения, касающихся уплаты НДС туристическими операторами. Во-первых, льгота касается только внутреннего туризма (граждане РФ отдыхают в пределах страны) и въездного туризма (туры для иностранцев). Деятельность на внешних направлениях по прежнему облагается налогом на добавленную стоимость. Это осложнило бухгалтерию компаний, которые работают «на два фронта», но не фатально.

Во-вторых, в октябре 2023 года Минфин разъяснил, что агентские услуги облагаются НДС даже на внутреннем рынке. Это логично, оператор не вкладывает собственные средства в бронирование авиабилетов и номерного фонда, а лишь получает комиссионное вознаграждение.

Результаты полугодия

На совещании у Президента в январе министр Силуанов говорил, что принятие закона позволит снизить цены на туры по России на 10-15%. На практике все оказалось не так радужно: лишь на некоторых направлениях произошло временное снижение цен на 8-10%, к концу 2023 года они выровнялись.

Но положительный эффект от принятия закона несомненно проявился. Туроператоры получили стимул к освоению внутреннего рынка, расширили спектр туристических продуктов и предотвратили возможный дефицит и рост цен на востребованных направлениях.

(0 оценок, среднее: 0.0 из 5)
Оставить комментарий
Вверх