В 2020 году в России приняли специальный закон, направленный на развитие фудшеринга — передача продуктов с истекающим сроком годности нуждающимся. По нему компании, отдавая товары на благотворительность, не платят с них налог на прибыль. Ограничивается это 1% от выручки.
Из-за фудшеринга продавцы несут налоговые расходы — вплоть до 20% от цены товара. То есть продукты, которые отдают бесплатно, считаются проданными, и с них все равно необходимо заплатить налог. Инициатива депутатов позволит сократить расходы с фудшеринга и поддержать малоимущее население.
Со слов одного из инициаторов законопроекта Сергея Миронова, все продукты следует отправлять на социальные полки до окончания их срока годности. Это не только позволит бизнесу избежать убытков, но и поможет прокормить почти 30 млн человек.
Автор инициативы Артем Метелев уверен, что практику передачи продуктов нуждающимся следует развивать. По его мнению, такая благотворительность способна снизить уровень бедности в стране.
Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов считает, что компаниям сейчас проще утилизировать товары, чем отправить их на социальные полки. По данным исследования НИУ ВШЭ, объем пищевых отходов в России составляет 17 млн тонн в год. Общую стоимость утилизированных товаров оценивают в 1,6 трлн рублей. Со слов Нилова, отмена НДС будет стимулировать бизнес заниматься фудшерингом, а не уничтожать продукты.
Президент общественного объединения «Опора России» Александр Калинин тоже поддерживает отмену НДС для продавцов. Он считает неправильным, что компании платят налог с товаров, которые отдают на благотворительность, ведь они не получают с этой продукции никакой прибыли.
В январе 2024 года в Минпромторг уже поступала подобная инициатива. В министерстве поддержали проект, хотя отметили, что ответственный за принятие решения — Минфин.
Отметим, что в Госдуму также внесен законопроект, который обяжет продавцов оборудовать в магазинах социальные полки с бесплатными продуктами. Если его примут, он вступит в силу с 2025 года.
Источник: Известия