Причины роста цен на бензин
Стоимость бензина марки Аи-95 достигла пикового значения на СПбМТСБ 24 июля 2024 года, поднявшись с начала месяца с 64 629 до 75 296 рублей за тонну. Прирост составил 16,5%. Бензин Аи-92 подорожал раньше, 18 июля 2024 года, с 53 809 до 57 908 рублей за тонну, или на 7,6%.
Розничные цены на автотопливо с 1 по 29 июля 2024 года изменились не столь заметно:
- Аи-92 — с 51,85 до 52,8 рубля за литр
- Аи-95 — с 56,69 до 57,9 рубля за литр
Одной из причин роста цен на бензин являются санкции Запада. Ограничения привели к росту стоимости ремонта и восстановления НПЗ с использованием технологических решений из США и Европы. Заменить НПЗ китайскими аналогами возможно далеко не всегда, а изменение технологических цепочек — задача дорогостоящая.
Другими причинами повышения цен на бензин являются:
- Повышение налоговой нагрузки на нефтяные компании
- Обеспечение дополнительных мер безопасности против атак дронов по российским НПЗ и нефтебазам
- Попытка компаний заработать за счет повышения цен на внутреннем рынке в период ограничения экспорта
Правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта 2024 года на основании Постановления №243, №244 от 29 февраля 2024 года.
Цель принятых мер — поддержать стабильность топливно-энергетического сектора экономики в период полевых работ, сезон отпусков и планового ремонта заводов, специализирующихся на нефтепереработке.
Запрет на экспорт был приостановлен с 20 мая по 30 июня 2024 года на фоне насыщения российского рынка бензином. Правительство таким образом поддерживало объемы переработки топлива отдельными предприятиями в период затоваривания автомобильным бензином и освобождения портов от излишков бензина, не вывезенного из России после ввода ограничений. С 30 июня 2024 года запрет возобновили.
По данным эксперта ИЭФ, действовавший с 1 марта по 20 мая 2024 года запрет на экспорт бензина привел к стабилизации его стоимости. После возвращения возможности поставок автомобильного топлива за рубеж цены на него резко подскочили.
Производители создают запасы бензина перед подготовкой к осеннему ремонту НПЗ. У предприятий нет достаточного объема топлива для снижения цен на автомобильный бензин за счет расширения предложения.
По словам эксперта ИЭФ, вышеуказанные факторы привели к тому, что на топливном рынке образовался дефицит бензина. Особенно Аи-95.
Почему Аи-92 и Аи-95 дорожают по-разному?
Главная причина — отсутствие свободного ценообразования на Аи-92 из-за демпферного механизма. Государство компенсирует потери компаний при продаже бензина внутри страны дешевле экспортных цен.
Среднемесячные цены экспорта сравнивают с оптовой ценой, прописанной в налоговом кодексе для реализации на внутреннем рынке. Для Аи-95 такой механизм не применяется, а значит, переработчикам проще играть с ценами на этот сорт автобензина.
Активно повышали стоимость Аи-95 на АЗС «Газпромнефть», «Роснефть» и «Башнефть». К ценам ведущих участников нефтегазовой отрасли присоединились цены независимых операторов. Это и повлекло за собой продление запрета на экспорт бензина до конца октября 2024 года.
Возможные последствия запрета на экспорт бензина
Ограничение экспорта приведет к некоторому сдерживанию роста цен с их последующей стабилизацией. В частности, к снижению стоимости опта Аи-95 на 7–10%.
По мнению старшего аналитика Альфа-Банка, правительство стремится заблаговременно повлиять на ценообразование ВИНК в розничном сегменте. Рост цен на Аи-95 сегодня почти догнал инфляцию, что является дополнительным фактором риска.
Минэнерго уже поддержало решение о запрете экспорта бензина. Впрочем, официальное решение еще не принято, и ожидать, что цены отреагируют немедленно, не стоит. Ценники на АЗС поменяются не раньше, чем к концу августа 2024 года.
Вице-спикер Борис Чернышов предложил квотировать поставки бензина на российский рынок и увеличить долю биржевых продаж с 13% до 20%. С этой целью необходимо создать правкомиссию и применять штрафные меры за нарушение установленных лимитов. В ФАС отметили, что подобная мера требует детального обсуждения.
Сегодня идея принудительного увеличения поставок нефти на рынок РФ выглядит избыточной, как и стимулирование биржевых торгов. Владельцев НПЗ не так много и большая их часть принадлежит ВИНК. В условиях олигополии компании найдут способы обхода ограничений.
Положительная сторона в увеличении обязательных продаж бензина в РФ, по мнению эксперта из ИЭФ, тоже имеется. Большинство российских АЗС принадлежит крупным нефтегазовым компаниям. Ценообразование проводится внутри этих компаний.
Организации смогут компенсировать недостаток маржинальности АЗС путем увеличения оптовых продаж топлива как на отечественном, так и на зарубежном рынках. Это приведет к снижению стоимости опта: независимым НПЗ больше не придется покупать бензин по завышенным ценам и продавать с минусовой наценкой.
Источник: Forbes