Динамика ненефтегазовых доходов

Рост доходов превышает план. Поступления в федеральный бюджет в январе — апреле 2024 года увеличились на 50,1% по отношению к отчетному периоду 2023-го. Сопоставимые темпы роста доходов на уровне 54% отмечены в январе — марте 2024 года.

Главный вклад внесли ненефтегазовые поступления — 7,53 трлн рублей. Прирост составил два триллиона рублей, или 37%. В их числе доходы от НДС — 4,36 трлн рублей, или на 27% больше, чем в отчетном периоде 2023-го.

Динамика и объем поступлений превышает плановые показатели, заложенные в бюджет на 2024 год. Годовой план составляет 23,56 трлн рублей. В апреле прирост ненефтегазовых доходов отмечен на уровне 19% к апрелю 2023-го.

Дальнейший рост ненефтегазовых доходов приведет к тому, что они превысят плановые затраты в размере 36,7 трлн рублей. 

Динамика нефтегазовых доходов

Поступления от нефтегазовой отрасли также растут. За январь — апрель 2024 года этот показатель увеличился на 82,2% до 4,16 трлн рублей. Главная причина — рост стоимости нефти. В апреле 2024-го доходы увеличились на 90% по отношению к отчетному месяцу 2023-го.

Поступления, заложенные в бюджет, — 3,68 трлн рублей. В плановом расчете учтена цена нефти — 60 долларов за баррель. Представители Минэка сообщили, что цена нефти «Юралс» в апреле 2024-го составляла 75 долларов за баррель, в марте — 70,3 доллара. В ставку включена стоимость поставки нефти в ЕС, но на практике поставок нет. Прогноз по цене нефти — 65 долларов за баррель.

В Минфине ожидают превышение поступлений от нефтегазовой отрасли над базовым значением. Ведомство продолжит приобретать золото и юани для ФНБ в соответствии с бюджетным правилом. За четыре месяца 2024 года ФНБ пополнят на 444 млрд рублей.

Факторы роста поступлений

Главные причины увеличения доходов — относительно стабильное состояние на рынке по сравнению с январем — мартом 2023-го, реформа системы налогообложения, а также эффект низкой базы.

Налоговые нововведения, такие как сокращение дисконта при расчете налогов на нефть с 20 до 15 долларов, приведут к росту поступлений в бюджет. Сегодня директивным минимумом считается значение в 20 долларов, независимо от цены нефти на экспорт. Другие факторы, способствующие привлечению денег в госбюджет, — экспортные пошлины с привязкой к рублю и увеличенный утилизационный сбор на авто. На рост доходов госбюджета за счет НДС также способен повлиять всплеск потребительской активности, отмеченный в начале года.

Главный ориентир — номинальный ВВП на 2024 год, пересмотренный экспертами Минэка со 180 до 191 трлн рублей. Существенный рост доходов от нефтегазовой отрасли в апреле эксперт из Freedom Finance связывает не только с благоприятной конъюнктурой рынка, но и с ростом объема поставок нефти из России в Индию.

Расходы госбюджета

Объем расходов составил 13,17 трлн рублей в январе — апреле 2024 года, что на 21,5% больше, чем в отчетном периоде 2023-го. Один из факторов роста затрат — заключение контрактов и авансирование расходов по оборонному заказу.

Расходы в апреле 2024 года выросли на 25%. За январь — апрель было потрачено 36% от планового значения затрат на год, установленного на уровне 36,66 трлн рублей. Бюджетный дефицит составил 1,48 трлн рублей против трех триллионов рублей годом ранее. В план на 2024 год заложено 1,6 трлн рублей.

Доля затрат на оборону составляет порядка 28,3%, на соцсферу — 21,5%, на экономику — 11,5%, нацбезопасность — 9%. Такие данные следуют из отчетов Минфина, опубликованных в прошлом году.

По подсчетам экономиста ВТБ и эксперта ЦМАКП, затраты по итогам года составят порядка 37,5–38 трлн рублей, это 37–38% ВВП. Эксперты предполагают, что в этом случае предполагается увеличение структурных доходов.

Источник: РБК