Введение
Финансовая грамотность — залог материального благополучия. Человек, способный грамотно распоряжаться своими финансами, сможет реализовать все свои потребности и никогда не окажется в долговой яме. Поэтому так важно обучать детей основам финансовой грамоты. С помощью полученных знаний они смогут научиться правильно распоряжаться деньгами, соотносить доходы и расходы, экономить и планировать финансовые цели.
Определение
Финансовая грамотность — набор навыков и знаний для достижения материального благополучия.
Финансово грамотный человек обладает такими способностями:
- Умение планировать ежемесячный бюджет. Чтобы не быть постоянно в долгах, нужно уметь распределять свои доходы и расходы
- Формирование финансовой подушки безопасности. Сэкономленные деньги помогут справиться с внезапными трудностями. Минимальный размер подушки составляет 3–6 ежемесячных бюджетов
- Инвестирование в будущее
- Способность планировать высокобюджетные расходы (покупка недвижимости, автомобиля, образование детей). При этом важно трезво оценивать свою финансовую состоятельность
- Отсутствие кредитов, особенно с высокой процентной ставкой (займы в МФО, кредиты на банковских карточках)
- Наличие финансовых целей на месяц, год, несколько лет
Люди, которые хорошо разбираются в финансах, никогда не делают импульсивных поступок. Все их решения тщательно обдуманы и взвешены. В основе финансового успеха лежит грамотность в денежных вопросах и высокая самодисциплина.
Зачем нужна финансовая грамотность детям
Экономическое развитие ребенка имеет такое же значение, как умение читать, писать и считать. Если он в детстве не узнает, как правильно обращаться с деньгами, то будет этому самостоятельно учиться во взрослой жизни. Такое «обучение» может стоить очень дорого.
Финансовая грамотность для детей необходима по таким причинам:
- Умение самостоятельно планировать свои доходы и расходы, составлять и контролировать бюджет. Это поможет избежать материальных проблем в будущем
- Развитие самостоятельности и умение принимать верные решения
- Возможность избежать крупных долгов и постоянной закредитованности в будущем
- Формирование крепкой базы об экономике, ее основных принципах
Обучение финансам позволит развить в ребенке важные навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Когда можно начать говорить о финансах с ребенком
Дошкольный возраст — отличный старт, чтобы обучить ребенка азам финансовой грамоты. В возрасте 5 лет он уже сможет понять, что такое деньги, откуда они берутся и для чего нужны. Когда малыш начнет просить что-то срочно купить, ему следует в игровой форме объяснить связь между объектом его желаний и деньгами. Затем сказанное можно закрепить на практике — во время оплаты товаров на кассе.
Даже пятилетнего ребенка можно и нужно учить экономии. Во время совместного похода по магазинам не стоит покупать ему все, что он захочет. Ребенок может выбрать что-то одно, например, любимое печенье.
В 6 лет ребенок уже должен знать, как распоряжаться деньгами, которые он сэкономил или получил в подарок. Ему нужно объяснить, что тратить деньги на пустяки — недальновидное решение. Лучше собрать более крупную сумму для покупки желаемой вещи.
К восьми годам дети уже должны понимать разницу между денежными величинами и самостоятельно делать небольшие покупки. В этом возрасте они уже хорошо разбираются в базовом принципе экономики — сначала нужно заработать, а потом уже тратить. Поэтому важно регулярно давать деньги на карманные расходы. При этом сумма должна быть фиксированной, чтобы ребенок научился планировать свой бюджет.
С 9 лет ребенка нужно учить правильно тратить и сводить баланс. Необходимо на практике показывать, как выбирать покупки, как распределять бюджет, чтобы не оказаться в долгах.
Постепенно у детей закрепляется способность экономить. Формируется навык определять финансовые цели и достигать их.
Принципы обучения
С детьми младшего и среднего школьного возраста можно обсуждать такие финансовые темы:
- Различные способы заработка
- Плюсы и минусы наемного труда и предпринимательства
- Составляющие семейного бюджета
- Различные способы сбережения. В качестве наглядного примера можно открыть на имя ребенка небольшой депозит и вместе отслеживать накопления
- Микрозаймы и кредиты, последствия их оформления и возможной просрочки по платежам
- Плановые и импульсивные покупки, как они влияют на формирование бюджета
- Мошенничество и возможные финансовые риски, меры предосторожности
Подросток уже может самостоятельно распоряжаться карманными деньгами. Нужно постепенно увеличивать эту сумму, чтобы расширить его возможности. Не стоит жестко диктовать свои правила. Родители должны описывать различные модели экономического поведения. Но самое важное — дать возможность самостоятельно сделать выбор.
Далее можно обсуждать более сложные экономические темы:
- Налоговая система, принципы ее работы
- Особенности экономики в родном городе, регионе
- Существование различных валют, причины их отличия в цене
- Инвестиционная деятельность, способы получения пассивного дохода
Нужно быть готовым к тому, что ребенок не сразу научится грамотно распоряжаться средствами. Главное в этом вопросе — создать доверительную атмосферу. Не стоит давить или ругать ребенка, если он не в состоянии понять тот или иной аспект финансовой грамотности. Нужно вместе разобраться, привести примеры из жизни.
Как мотивировать ребенка
При обучении ребенка финансовой грамоте важно не отбить у него желание получать новые знания. В дошкольном возрасте вся информация должна преподноситься в легкой игровой форме. Можно купить ему красивую копилку — так можно научить ребенка откладывать деньги.
Совместные походы по магазинам можно совместить с небольшими лекциями о том, как формируются цены на те или иные товары. Важно не просто отказывать ребенку в его «хотелках», а объяснить последствия импульсивных покупок. Например, мама не будет каждый раз покупать сладости, но через неделю поведет в развлекательный центр. Деньги будут потрачены те же, но удовольствие от посещения будет гораздо больше.
Старшекласснику можно установить на смартфон приложение для ведения личного бюджета. Так ему будет легче понять соотношение доходов и расходов. Не нужно сразу покупать ему то, что хочется. Пусть учится экономить и откладывать деньги. После покупки он получит большее удовлетворение, ведь он смог добиться своей цели благодаря самодисциплине.
Вывод
Обучение детей финансовой грамотности — это зона ответственности родителей. Основы можно преподавать уже в дошкольном возрасте, постепенно формируя у ребенка правильное отношение к доходам и затратам, умение распоряжаться деньгами. Финансово грамотный ребенок способен избежать многих досадных ошибок во взрослой жизни, стать более успешным и самодостаточным человеком.